Пословицы и поговорки в воспитании детей
16.11.2020
Пословицы и поговорки играют важную роль в формировании личности. Они замечательно отражают критическое и творческое восприятие мира и людей. С раннего детства через них мы формируем наше мировоззрение. Обучение словесному творчеству помогает в гуманизации современного образования. Использование фольклорных жанров, таких как загадки, пословицы и поговорки, позволяет детям погрузиться в их художественное и познавательное содержание, становясь образцами для их собственных творческих попыток.
Как отметил профессор В.П. Аникин, "пословица — одно из первых блестящих проявлений народного творчества". В них сконцентрирована народная философия и общее мировоззрение. Это своеобразная энциклопедия, описывающая как человеческие пороки и недостатки, так и добродетели и достоинства. Пословицы выражают законы жизни, но в аллегорической форме, например, "без труда не вынешь и рыбку из пруда".
Пословицы и поговорки выделяются своей поэтичностью и привлекательностью для слуха, например "метил в лукошко, попал в окошко". Они полны юмора, иронии и сатиры, и в их кратких формулировках спрятана глубокая мысль. Жизнь не стоит на месте, и пословицы с ней тоже изменяются — появляются новые. Создание пословиц и поговорок требует жизненного опыта и мудрости, что у детей пока отсутствует. Однако детей можно учить создавать пословицы и поговорки, аналогичные уже существующим. Методы их составления заключены в самих текстах.
Создание пословиц и поговорок — это форма творческой деятельности, которую можно встроить в занятия по развитию речи или выделить для нее отдельное занятие. Педагогам стоит объяснить детям, что пословица выражает мысль максимально коротко и сжато, не допуская лишних слов, в отличие от развернутых ответов. Важно сохранить форму, интонацию и смысл уже известных пословиц при создании новых.
Для развития творческого мышления у детей существенно освоение методов сравнения. Игры и упражнения, дополняющие занятия, стимулируют активный мыслительный процесс у детей. Это способствует развитию ассоциативного мышления, обогащению и активизации речи детьми, которые начинают использовать слова-описания, действия и образные выражения. Благодаря этому дети осваивают значения слов, их многозначность и переносный смысл, что обогащает их знание русского языка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.06.2025
Дата обновления: 29.06.2025
Дата публикации: 16.11.2020