Развитие вокальных навыков у дошкольников: значение, особенности и рекомендации

21.03.2022

Пение, благодаря своей доступности, является ключевым видом музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Этот сложный процесс звукообразования требует хорошо развитой координации между слухом и голосом, что подчёркивает важность развития музыкального слуха для правильной вокальной интонации (Апраксина, 1985).

Как отмечает Н.А. Ветлугина, «основная задача музыкального воспитания в детском саду состоит в том, чтобы развить у детей интерес и любовь к музыке, сформировать музыкальную культуру» (Ветлугина, 1981, с. 5). В контексте пения это достигается через знакомство с песнями разного содержания и обучение необходимым певческим навыкам. В начале обучения малыши воспроизводят звуки мелодии вместе с музыкальным руководителем, постепенно переходя к самостоятельному исполнению. Дети подготовительной группы, в свою очередь, способны петь без музыкального сопровождения, демонстрируя высокий уровень вокальной подготовки.

Важно отметить, что обучение пению в детском саду основывается на задачах, соответствующих возрасту ребёнка. Реализация этих задач способствует формированию музыкальных способностей и развитию голосового аппарата (Теплов, 1985). Голосовой аппарат, включающий лёгкие, бронхи, трахею, гортань, носовую и ротовую полости, у дошкольников ещё не полностью сформирован. Связки тонкие, нёбо малоподвижное, а дыхание слабое, что требует бережного отношения к певческому звучанию. 

Следует помнить, что голосовые связки формируются только к 5-6 годам и заканчивают расти к 11-12 годам. Поэтому, помимо развития певческих навыков, необходимо заботиться о здоровье голосового аппарата ребёнка. Рекомендуется обращать внимание на спокойную разговорную речь, избегать пения на улице в холодную или сырую погоду, а также употребления холодных напитков и мороженого в разгорячённом состоянии (Дмитриев, 1990).

Здоровый голосовой аппарат открывает ребёнку двери в мир музыкального искусства, способствуя развитию музыкальных способностей и эстетического вкуса. Родители также могут активно участвовать в этом процессе, создавая дома музыкальную атмосферу, в которой любят и охотно исполняют песни. Однако важно, чтобы ребёнок слышал красивое, правильное пение, а песни были доступными и высокохудожественными, формируя тем самым положительный музыкальный опыт (Алиев, 2005).Хочу такой сайт

Литература:

  • Алиев, Ю.Б. (2005). Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к школе). Воронеж: МОДЕК.
  • Апраксина, О.А. (1985). Методика музыкального воспитания в школе. Москва: Просвещение.
  • Ветлугина, Н.А. (1981). Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва: Просвещение.
  • Дмитриев, Л.Б. (1990). Основы вокальной методики. Москва: Музыка.
  • Теплов, Б.М. (1985). Психология музыкальных способностей. Москва: Педагогика.

Просмотров всего: , сегодня:

Консультация для педагогов Развитие вокальных навыков .pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 24.06.2025

Дата обновления: 29.06.2025

Дата публикации: 21.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».