Развитие вокальных навыков у дошкольников: значение, особенности и рекомендации
21.03.2022
Пение, благодаря своей доступности, является ключевым видом музыкальной
деятельности для детей дошкольного возраста. Этот сложный процесс
звукообразования требует хорошо развитой координации между слухом и голосом,
что подчёркивает важность развития музыкального слуха для правильной вокальной
интонации (Апраксина, 1985).
Как отмечает Н.А. Ветлугина, «основная задача музыкального воспитания в
детском саду состоит в том, чтобы развить у детей интерес и любовь к музыке,
сформировать музыкальную культуру» (Ветлугина, 1981, с. 5). В контексте пения
это достигается через знакомство с песнями разного содержания и обучение
необходимым певческим навыкам. В начале обучения малыши воспроизводят
звуки мелодии вместе с музыкальным руководителем, постепенно переходя к
самостоятельному исполнению. Дети подготовительной группы, в свою очередь,
способны петь без музыкального сопровождения, демонстрируя высокий уровень
вокальной подготовки.
Важно отметить, что обучение пению в детском саду основывается на задачах,
соответствующих возрасту ребёнка. Реализация этих задач способствует
формированию музыкальных способностей и развитию голосового аппарата (Теплов,
1985). Голосовой аппарат, включающий лёгкие, бронхи, трахею, гортань,
носовую и ротовую полости, у дошкольников ещё не полностью
сформирован. Связки тонкие, нёбо малоподвижное, а дыхание слабое, что
требует бережного отношения к певческому звучанию.
Следует помнить, что голосовые связки формируются только к 5-6 годам и
заканчивают расти к 11-12 годам. Поэтому, помимо развития певческих навыков,
необходимо заботиться о здоровье голосового аппарата
ребёнка. Рекомендуется обращать внимание на спокойную разговорную речь,
избегать пения на улице в холодную или сырую погоду, а также употребления
холодных напитков и мороженого в разгорячённом состоянии (Дмитриев, 1990).
Здоровый голосовой аппарат открывает ребёнку двери в мир музыкального
искусства, способствуя развитию музыкальных способностей и эстетического
вкуса. Родители также могут активно участвовать в этом процессе, создавая
дома музыкальную атмосферу, в которой любят и охотно исполняют
песни. Однако важно, чтобы ребёнок слышал красивое, правильное пение, а
песни были доступными и высокохудожественными, формируя тем самым положительный
музыкальный опыт (Алиев, 2005).
Литература:
- Алиев,
Ю.Б. (2005). Методика музыкального воспитания детей (от детского
сада к школе). Воронеж: МОДЕК.
- Апраксина,
О.А. (1985). Методика музыкального воспитания в школе. Москва:
Просвещение.
- Ветлугина,
Н.А. (1981). Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва:
Просвещение.
- Дмитриев,
Л.Б. (1990). Основы вокальной методики. Москва: Музыка.
- Теплов,
Б.М. (1985). Психология музыкальных способностей. Москва:
Педагогика.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.06.2025
Дата обновления: 29.06.2025
Дата публикации: 21.03.2022